Планирование в слесарном автосервисе
Про планирование постоянно возникает очень много вопросов и непонимания.
Мало, кто задумывается какова должна быть плановая выручка в апреле, мае, июне и других месяцах.
Сколько должно быть машинозаездов, чтобы выполнить план по выручке, какова будет прибыль, сколько нужно сотрудников и так далее.
Если у вас нет плана - то нет и результата: результат появляется, когда есть ЦЕЛЬ.
Цель должна быть оцифрована.
Это не планирование!
Это всего лишь цель!
Планирование - это перечень действий со сроками и ответственными.
Далее организация, исполнение и контроль.
На выходе получаем результат, который сравниваем с целью.
Это анализ.
В случае отклонения - корректировка действий.
Простейшее описание.
Результата без цели не бывает, отсутствие оцифрованной цели - грубая ошибка.
Планируем всегда исходя из наших ограниченных ресурсов - подъемников.
Исходные данные
Постараюсь объяснить "на пальцах", как посчитать план.
Итак, чтобы поставить цель по выручке, вам необходимо собрать следующие данные:
- Время работы вашей станции в часах.
- Количество рабочих дней станции в месяце.
- Определяем расчетное количество постов:
- каждый двухстоечный подъемник или рабочая яма дадут нам 1 рабочий пост;
- для поста регулировки углов установки колес (развал-схождения) используйте коэффициент эффективности 0,4-0.6 поста;
- для поста диагноста-электрика в неспециализированном сервисе используйте коэффициент эффективности 0,4-0,6 поста;
- если у вас в слесарном цеху есть пост шиномонтажа, использующий подъемник, то в расчетах плана его не используйте, коэффициент эффективности в этом случае равен 0. - Стоимость нормочаса.
Если вы работаете не по нормочасам, то для расчета стоимости одного нормочаса приближенно возьмите среднюю зарплату по вашему населенному пункту и умножьте ее на 3%, - в первом приближении получите стоимость нормочаса для планирования.
Пример: средняя зарплата 40 тыс. рублей, стоимость нормочаса 40 х 3% = 1,2 тыс. рублей.
В расчете всегда используем ФАКТИЧЕСКУЮ стоимость нормочаса, не расчетную! Это ошибка многих обучающих вас псевдокоучей! Фактическая стоимость нормочаса часто отличается от расчетной: один из руководителей считал, что стоимость нормочаса у него на сервисе 1000 рублей, а по факту оказалось, что фактическая стоимость нормочаса оказалась 729 рублей - на 27,1% ниже расчетной. - Любой уважающий себя автосервис должен продавать запасные части - ведь в автосервисе только запчасти приносит прибыль.
Коэффициент запчасти/услуги не должен быть меньше 1! Если у вас выше - берете для расчета свой коэффициент.
Исходя из статистики коэффициент запчасти/услуги находится в пределах 1,1-1,8; для монобрендовых станций от 2 до 4.
Коэффициент показывает сколько на 1 руб. выручки по услугам вы продаете запчастей. - Так как есть неизбежные простои подъемника на подъем-опускание автомобиля, поиск запчастей, поиск информации и специнструмента, оформление документов, усталость сотрудника, потери времени на перекуры и обед, то применяются два понижающих коэффициента:
- коэффициент потерь времени поста, равный 0,9;
- коэффициент присутствия механика на рабочем месте, равный 0,8. - Автосервис - бизнес сезонный, поэтому для точности расчета необходимо для каждого месяца рассчитать сезонный коэффициент.
Как их рассчитать расскажу ниже.
Например, для простоты расчета примем, что на вашей станции 4 подъемника, 1 пост развал-схождения и 1 пост диагноста-электрика, станция работает 10 часов в день, 30 дней в месяце, коэффициент запчасти/услуги в пределах 1,25; средний чек 6 тыс. рублей, считать будем для ноября с коэффициентом сезонности 0,65, стоимость фактического нормочаса 971 руб.
Итак, у нас с вами получились исходные данные для расчета показателей.
Фактическая стоимость нормочаса
Многие считают целевые показатели, основываясь на расчетной для Клиента стоимости нормочаса.
Считаем всегда, исходя из фактической стоимости нормочаса!
В этом случае плановые цифры будут достижимы и приближены к реальным.
Ниже на слайде просто и доступно объяснено, как посчитать фактическую стоимость.
Максимальная производственная мощность станции
Первый показатель, который мы посчитаем - максимальная производственная мощность станции.
Максимальная производственная мощность в нашем условном примере будет составлять:
30 дней х 10 часов х (4 + 0,5 + 0,5) = 1500 нч
1500 нормочасов станция может дать при максимальной загрузке без простоев и при укомплектованном штате.
Расчетная производственная мощность с учетом коэффициентов потерь времени
Применив два понижающих коэффициента, связанных с потерями времени постов и сотрудников, из максимальной мощности получим расчетную производственную мощность:
Для нашего примера расчетная производственная мощность станции с учетом потерь времени составит:
30 дней х 10 часов х (4 + 0,5 + 0,5) = 1500 нч х 0,9 х 0,8 = 1080 нч
Коэффициенты сезонности
Автосервис - бизнес сезонный, поэтому сезонные коэффициенты необходимо учитывать при планировании.
Коэффициенты сезонности отличаются на каждой станции по городам и даже по районам, поэтому, если у вас несколько станций, то рекомендую считать их отдельно для каждой станции.
Коэффициенты сезонности можно считать тремя способами, единственно верного не существует - считайте все три и определяйте средние показатели именно для вашей станции.
- Способ первый.
Расчет коэффициента сезонности по выручке за последние 2-3 года.
За коэффициент 1 принимается месяц с максимальной выручкой и относительно него считаются другие коэффициенты. - Способ второй.
Расчет коэффициента сезонности по закрытым нормочасам за последние 2-3 года.
В этом способе за коэффициент 1 принимается месяц с максимальной выработкой и относительного него считаются коэффициенты по остальным 11 месяцам. - Способ третий.
Расчет коэффициента сезонности по машинозаездам за последние 2-3 года.
В этом случае месяц с максимальным количеством машинозаездов принимается с коэффициентом 1, остальные считаются относительно расчетного.
Расчетная производственная мощность
Считаем расчетную производственную мощность станции с учетом потерь времени и сезонности бизнеса:
Для нашего примера расчетная производственная мощность станции с учетом потерь времени и сезонности составит:
30 дней х 10 часов х (4 + 0,5 + 0,5) = 1500 нч х 0,9 х 0,8 = 1080 нч х 0,65 = 702 нч
Расчет плановой выручки по услугам
Считаем плановую выручку по услугам (фактическая стоимость нормочаса согласно примера 971 руб.):
702 нч х 971 руб. = 681,642 тыс. руб.
Расчет плановой выручки по запчастям
Считаем плановую выручку по услугам (расчетный коэффициент запчасти/услуги 1,25):
681,642 тыс. руб. х 1,25 = 852,053 тыс. руб.
План по выручке в ноябре
Плановая выручка по станции в ноябре составит:
681,642 руб. + 852,053 руб. = 1533,70 тыс. руб.
Дневной план по выручке
1533,70 тыс. руб. / 30 дн. = 51,123 тыс. руб.
План по количеству машинозаездов в ноябре
Зная ваш средний чек (в условиях примера 6 тыс. руб.) достаточно просто посчитать количество автомобилей, необходимое для достижения плановых показателей:
1533,70 тыс. руб. / 6 тыс. руб. = 256 автомобилей в месяц / 4 = 64 автомобиля в неделю
Итоги
Зная плановые показатели, можно посчитать личные планы для сотрудников, количество сотрудников, расходную часть и прибыль.
При копировании любой информации из данного материал - оставляем ссылку
https://teletype.in/@reset2018/7gcPgfCCN
С уважением к Вам и вашему бизнесу,
Делаю автосервисы прибыльными....
Хотите читать еще больше статей про автосервис?
Закрытый чат для собственников и руководителей автосервисов
Канал в Телеграмме для собственников и руководителей автосервисов
Моя страница в Facebook