June 29, 2020

Скрип тормозных колодок. Чем и как "лечить".

С проблемой скрипа тормозных колодок сталкивается любой автосервис, причем часто скрип проявляется вне зависимости от производителя тормозных колодок и дисков.

В такой ситуации остается либо исправлять за свой счет, что очень дорого, либо обещать Клиенту, что "притрется".

Скрип, писк, визг при торможении - довольно часто возникающая, но сложно диагностируемая проблема.

К её решению необходимо подходить комплексно, но решение есть и достаточно простое.

По требованиям правил ECE R90 тормозные колодки среднего и эконом сегментов тестируются преимущественно только по 3 параметрам, не включающим в себя проверку на отсутствие возникновения шумов и вибрации.

Места нанесения смазки

Что есть шум при торможении?

Шум при торможении - следствие вибрации.

В зависимости от её интенсивности она может восприниматься как низкочастотная вибрация, скрип, или визг.

Вибрация, в свою очередь, - следствие резонанса.

Можно провести следующую аналогию для объяснения возникновения скрипа при торможении: колодка в данном случае является микрофоном, коэффициент трения - усилителем, тормозной диск - динамиком, а антискрипная накладка - демпфером.

Любой предмет имеет собственную частоту колебаний.

При совпадении собственной частоты колебаний предмета с частотой колебаний системы возникает резонанс, и предмет начинает вибрировать и "звучать".

Также причиной возникновения скрипа при торможении может являться вовсе не тормозная колодка или диск, а любой незакрепленный элемент подвески или изношенный компонент тормозного суппорта.

Скрип возникает тогда, когда нарушается плотный контакт между рабочими поверхностями колодки и диска, например, из-за заклинивания тормозной колодки в направляющих/пальцах суппорта, или зависании колодки на ступеньке износа на периферии бывшего в эксплуатации диска.

Если при возникновении скрипа при торможении меняется колодка и ставится другая колодка, то она уже имеет другую собственную частоту колебаний, система изменяется, и эффект резонанса может исчезнуть, но это вовсе не означает, что первопричина возникновения шума решена и обеспечивается требуемая эффективность торможения, в том числе тормозной путь.

Например, можно поставить колодку с более "мягким" фрикционным материалом, которая имеет меньший коэффициент трения, а следовательно, больший тормозной путь и меньший срок службы.

Методы устранения шума

Тормозной суппорт - один из ответственных узлов в автомобиле, который влияет на безопасность и жизни наших Клиентов.

Помимо высоких температур детали суппорта подвергаются воздействию воды, солей и тормозной жидкости, поэтому требуют применения специальных смазок.

Обычные смазки вымываются, высыхают, портят резиновые детали тормозного механизма.

Лет восемь назад, благодаря одному из семинаров, поддались рекламе всеми известной смазки "суперфит", которой хватало на пару-тройку недель, а дальше тормоза "клинило", столкнулись с кучей рекламаций и негатива. Сейчас эту смазку на станциях НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ и вам не рекомендую))).

Из-за вышеописанного случая тему по скрипам пришлось изучать самому.

Вот перечень нескольких официальных рекомендаций производителей тормозных систем, которые практически гарантируют отсутствие скрипов после установки тормозных колодок:

  1. По возможности сохранить (установить) противоскрипные пластины на колодки.
  2. Измерить индикатором тормозные диски, при необходимости заменить (проточить), пыль и стружку убрать очистителем.
  3. Посадочное место под тормозной диск и и посадочное место самого диска зачистить от грязи и ржавчины металлической щеткой.
  4. Использовать "правильную" смазку в "правильных" местах.

"Народные" методы:

  1. Снять фаску с тормозных колодок.
  2. Снять лишнюю краску с колодок в местах посадки (актуально для дешевых брендов).
  3. Нанести высокотемпературную силиконовую смазку на те места на на колодках, куда нажимают цилиндры на тормозную колодку.

Обратите на последние пункты официальных и "народных" рекомендаций - в большинстве случаев проблема скрипа - в применяемой смазке (либо ее отсутствии) и в точках смазки.

Смазки для тормозных механизмов не производятся общеизвестными основными производителями масел и смазок, и если таковые и присутствуют в их ассортименте, то произведены они специализированными производителями специальных смазок под торговыми марками основных производителей масел и смазок.

Также очень распространен вариант производства смазок для суппортов под торговыми марками производителей тормозных систем и производителей автомобилей.

Основные же производители смазок для тормозных систем:

  1. Dow Corning Corp., торговая марка Molykote.
  2. Kluber Lubricarion Munchen KG, торговая марка Kluber.
  3. HUSKEY Specialty Lubricants. Торговые марки HUSKEY и SLIPKOTE.

Все смазки для тормозных механизмов можно разделить на три группы:

  1. I группа. Высокотемпературные противозадирные пасты (Anti-Seize). Применяются на скобах, обратных металлических поверхностях тормозных колодок и противоскрипных пластинах.
  2. II группа. Смазки для других деталей суппорта (Rubber Grease): кромок поршней, направляющих, болтов, штифтов, втулок и эластомерных пыльников и сальников.
  3. III группа. Универсальные смазки суппорта - для всех движущихся деталей суппорта, в том числе для пластмассовых и эластомерных.

Основная ошибка многих станций - использовать одну смазку из I либо II группы для смазки всего и вся.

Для обслуживания суппортов и колодок удобнее всего применять ДВА типа смазки:

  1. Смазка для направляющих/поршней/манжет колодок (II группа, Rubber Grease).
    Артикулы:
    - FEBI, артикул 31942;
    - TRW, артикул PFG110;
    - HUSKEY SLIPKOTE 220-R, артикулы 72983/22076-72983.
  2. Антискрипная смазка (I группа, Anti-Seize) для обратной стороны колодок, скоб и антискрипных пластин.
    Данная смазка часто, но не всегда, идет с добавлением керамики.
    Артикулы:
    - FEBI, артикулы 26711/26712;
    - LIQUI MOLY, артикул 7656;
    - PERMATEX, артикул 80077;
    - MOLYKOTE AS-880N Grease;
    - HUSKEY SLIPKOTE 943C, артикул 94368C.

К универсальным смазкам III группы отношусь с подозрением, так как есть много негативных отзывов в сети, поэтому рабочих универсальных смазок для всех случаев не встречал.

В большинстве случаев при скрипе колодок достаточно нанести на поверхность тормозной колодки смазку из I группы.

При копировании любой информации из данного материал - оставляем ссылку

https://teletype.in/@reset2018/HCwKVF88b

Автосервис. Перезагрузка.

С уважением к Вам и вашему бизнесу,

Колмаков Сергей.

Делаю автосервисы прибыльными....

Хотите читать еще больше статей про автосервис?

Присоединяйтесь

https://t-do.ru/reset2018

Моя страница в Facebook

https://www.facebook.com/kolmakovsv