December 19, 2023

Можно ли устанавливать разные цены на ремонт и обслуживание в автосервисе. Является ли отказ принимать клиента с его запасными частями правомерным?

Договор на ремонт и обслуживание автомобилей, заключенный с физическим лицом, которое использует автотранспорт для целей, несвязанных с извлечением прибыли (долее по тексту – потребителем) относится к числу публичных договоров.

Разные цены на ремонт

В соответствии со пунктом 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

К лицам, обязанным заключить публичный договор, исходя из
положений пункта 1 статьи 426 ГК РФ относятся коммерческая организация,
некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход
деятельности, а равно индивидуальный предприниматель, которые по
характеру своей деятельности обязаны продавать товары, выполнять работы
и/или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ним обратится
(потребителя).
Для целей применения статьи 426 ГК РФ потребителями признаются
физические лица, на которых распространяется действие законодательства о
защите прав потребителей, а также индивидуальные предприниматели,
юридические лица различных организационно-правовых форм, например,
потребителями по договору оказания услуг универсальной связи являются как
физические, так и юридические лица (подпункт 30 статьи 2, статья 44
Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи»).

В соответствии со пунктом 2 ст. 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.
Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

В соответствии со пунктом 3 ст. 426 ГК РФ отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 ГК РФ (автосервисов этот пункт не касается, он про воздушные перевозки).
При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ.

В соответствии со пунктом 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.).

В соответствии со пунктом 5 ст. 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктом 2 (единая цена) и пунктом 4 (не соответствие договора правилам, установленным Правительством РФ) статьи 426 ГК РФ, ничтожны.

Разъясняя применение данной статьи Верховный суд РФ в п. 17 постановления Пленума от 25 декабря 2018 г. №49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" указал следующее: в силу пункта 2 статьи 426 ГК РФ в публичном договоре цена товаров, работ или услуг может различаться для потребителей разных категорий, например, для учащихся, пенсионеров, многодетных семей.
Категории потребителей могут быть установлены законом, иным правовым актом или определены лицом, обязанным заключить публичный договор, например, правилами программы лояльности, исходя из объективных критериев, в том числе связанных с личными характеристиками потребителей, если названные критерии не противоречат закону.

Если категории потребителей определены лицом, обязанным заключить договор, то соответствующая информация должна быть доступна для потребителей, например, размещена на официальном сайте такого лица.

Приведенное разъяснение позволяет сделать вывод о том, что установление различной цены на услуги по ремонту и обслуживанию автомобилей для потребителей, работы которым выполняются иждивением подрядчика и потребителей, работы которым выполняются из материалов заказчика, могут быть разными.

При этом возникает вопрос о том, не нарушает ли такое положение дел требований ч. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которой Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).

В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно п. 1 ст. 704 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.

Согласно ст. 734 ГК РФ, если работа по договору бытового подряда выполняется из материала заказчика, в квитанции или ином документе, выдаваемых подрядчиком заказчику при заключении договора, должны быть указаны точное наименование, описание и цена материала, определяемая по соглашению сторон.

Оценка материала в квитанции или ином аналогичном документе может быть впоследствии оспорена заказчиком в суде.

Пунктом 16 Правила ремонта автотранспортных средств установлено, что исполнитель обязан оказать услугу (выполнить работу), определенную договором, с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором.

Правовые конструкции приведенных норм законодательства указывают на то, что ими установлена презумпция выполнение работ из материалов подрядчика и только если стороны договорятся об ином, то есть подрядчик согласиться с тем, что не будет выполнять работы из своих материалов, работы могут быть выполнены из материалов заказчика.

Таким образом, следует заключить, что понуждение потребителя к приобретению запасных частей при оказании услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей - отсутствует.

Судебная практика это подтверждает.

Для примера можете изучить гражданское дело №2-4206,
УИД 77RS0022-02-2022-007358-06.

При копировании любой информации из данного материал - оставляем ссылку

https://teletype.in/@reset2018/raznyecenynaremont

Автосервис. Перезагрузка.

С уважением к Вам и вашему бизнесу,

Колмаков Сергей.

Делаю автосервисы прибыльными....

Хотите читать еще больше статей про автосервис?

Закрытый чат для собственников и руководителей автосервисов

Присоединяйтесь

Канал в Телеграмме для собственников и руководителей автосервисов

Автосервис. Перезагрузка

Моя страница в Facebook

https://www.facebook.com/kolmakovsv