Переход на нормо-часы
Что такое нормочас?
Сейчас нормочас становится популярным, но немногие понимают, что это вообще такое.
Более того нормочас - это условная единица, мало имеющая отношение к обычному астрономическому часу.
В том виде, в котором его сейчас используют, - нормочас для НСТО приносит больше вреда, чем пользы.
Нормочас - это норматив времени, используемый на предприятии автосервиса для определения трудоемкости выполнения той или иной ремонтной операции с автомобилем.
В теории нормочас должен являться средним показателем затрат времени на выполнение работ в автосервисе, и, в среднем, фактическое время выполнения работ должно быть приближено к нормативному.
По факту же чаще всего автомобиль находится в цеху больше, чем оплаченное Клиентами время.
В основном, нормочас принято использовать для оплаты труда механикам и для простоты определения стоимости работ для Клиента.
Основная проблема перехода на нормочас - отсутствие нормальных баз данных по нормочасам.
Вы можете взять два справочника - и в каждом будет разная норма времени.
Не встречал еще ни одной базы, нормативы которой бы полностью соответствовали действительности.
Все, что есть на рынке - сделано через одно место и не всегда соответствует реалиям ремонта.
Это связано с несколькими факторами:
- На многие работы, которые делает НСТО, у производителя идет замена элемента целиком, ремонт не предусмотрен, поэтому нормочасы на такую работу отсутствуют.
- Базы данных составляют разные компании: кто-то копирует друг у друга, другие считают данные сами по своим методикам, в результате получаются разные значения.
- Некоторые устанавливают нормочас на поэлементные работы, другие на весь объем работ.
Те, кто работает на нормочасах, часто сталкиваются с тем, что нормочас либо завышен либо занижен в сравнении с реальностью, в этих случаях устанавливают фиксированные цены (прайс) на услуги, чтобы быть "в рынке" - таким образом уже отходят от самого смысла нормочаса.
Нормочас прочно ассоциируется с астрономическим временем:
Многие сервисмены пытаются искать базы данных по нормочасам производителей автомобилей, которые считают хронометраж по работам, но одно дело - расчетный показатель нормочаса, и совершенно другое - его применение в условиях НСТО.
Производители устанавливают нормы времени с учетом того, что работы выполнял механик средней квалификации с полностью оснащенным инструментом и оборудованием рабочим местом.
То есть создают идеальные условия: берут 4-5 обученных механиков, выдают им необходимый инструмент, ставят новый чистый автомобиль определенной марки, включают секундомер, записывают показания и вычисляют среднее значение.
Норма времени на операцию включает в себя: само время выполнения операции, подготовительные работы, заключительные работы, уборку рабочего времени и время на отдых механика.
Такие случаи, как "закис" болт, сломалась шпилька при откручивании и т. п., нормочас не учитывает.
Что выгоднее: прайс или нормочасы?
За весь свой опыт я видел экономику 200+ станций, и франшизных, и независимых и дилерских.
Нельзя сказать, что станции, кто работает на нормочасах, зарабатывают больше, чем те, кто работает на прайсе.
Чаще встречал наоборот - станции с прайсом зарабатывают больше станций на нормочасах).
Формирование конечной цены
При наличии базы данных нормочасов оценка стоимости работ для Клиента происходит очень быстро, в этом преимущества системы работы на нормочасах.
Например, вы знаете, что на замену масла норматив 0,5 нч, а стоимость нормочаса в вашем автосервисе 1600 руб., значит цена данной работы для Клиента составит:
0,5 нч х 1600 руб. = 800 рублей
Тоже самое и с быстрым поднятием цен на все работы - достаточно лишь изменить стоимость нормочаса для Клиента, не редактируя весь прайс.
Зачем используют нормочас?
- планирование доходов и расходов
- расчет необходимо количества персонала
- анализ: расчет реальной загрузки станции в сравнении с плановой, анализ работы механиков
- планирование загрузки - несложно посчитать время для ремонта и выделить его в планировщике
- контроль времени работы механика
- разделение зависимости оплаты труда механика от конечной стоимости работы для Клиента
- простота расчета заработной платы механиков в зависимости от квалификации
- оплата механикам "бесплатных" и гарантийных работ, то есть механик получает оплату за любую работу, в отличие от процентной схемы
- быстрый расчет цен на работы в отличие от обычного прайса
- увеличение маржинальной прибыли предприятия
- несложное нормирование труда
Отрицательная сторона нормочасов
- отсутствие нормальных справочников
- отсутствие норм времени на автомобили внутренних рынков Японии, Кореи, Сингапура и т. п.
- большие временные затраты на составление собственной базы нормочасов, адаптированной под ваш автосервис
- несоответствие норматива фактическим трудозатратам в НСТО
- негатив со стороны механиков в некоторых случаях (низкий личный доход в сравнении с трудоемкостью работы)
- приходится применять дополнительные коэффициенты, увеличивающие трудоемкость
- прайс на 100% не исчезает - все равно приходится устанавливать фиксированные рыночные цены на распространенные работы
- нет гибкости ценообразования, что влечет за собой потерю доли маржинальной прибыли
- нормочас непонятен для Клиентов, они приравнивают его к фактическому времени выполнения работ (нормочасы нельзя озвучивать Клиенту - озвучивайте только конечную стоимость работы)
- сложнее считать переменные расходы в стоимости услуг
- стоимость нормочаса не отражает конечную стоимость работ
- время фактического выполнения работ редко соответствует нормативу по нормочасам
Считаем стоимость нормочаса для механика
Это сделать несложно (упрощенный расчет):
- Считаем фонд рабочего времени механика для вашей станции.
- Например, ваш механик работает 12 часов в день и 15 смен в месяце.
- Всего в месяц время его присутствия 12 час. х 15 смен = 180 часов.
- Коэффициент потерь времени на уборку, личные потребности и т. п. можете принять 15-20%.
- Значит плановый показатель времени выполнения работ должен быть в пределах 180 час х 20% = 144 часа и 180 час х 15% = 153 час, округляем до 150 часов.
- Это значит, что загрузка одного механика
в месяц должна быть не менее 150 часов или
в смену: 150 часов / 15 смен = 10 часов. - Если зарплата механика составляет 60 тыс. рублей, то примерная внутренняя ставка нормочаса составит 60 000 руб. / 150 час = 400 руб. / нч
- Соотношение внутренний/внешний нормочас должно быть в пределах 25-35% в зависимости от разряда механика.
- Соответственно, внешний нормочас для Клиента должен быть не менее
400 руб. / 25-35% = 1143-1600 руб.
Обязательно, чтобы не ошибиться, необходимо отдельно посчитать внешнюю ставку нормочаса затратным методом в зависимости от расходов и нормы рентабельности.
Далее можно усложнять: добавлять премии, делить на разряды в зависимости от квалификации и т. п.
Если нет нормы на какую-то работу
Если вы не можете найти норматив на какую-то работу, то оцените затраты времени на данную работу и за основу возьмите астрономическое время.
Кому подходят нормочасы
Нормы времени можно установить:
- для слесарных автосервисов
- для кузовных автосервисов
- для шиномонтажных мастерских
- для автомоек
- для детейлинга
Где взять справочники по нормочасам
- Купить доступ к специальным справочникам
- Сформировать собственный справочник на основе данного списка
https://disk.yandex.ru/d/esRkAXIKWoRRfA
Переход на нормочасы
- Вариант 1.
Составляем базу по нормочасам, загружаем в свою систему учета.
За основу можете взять базы по ссылке в конце статьи. - Вариант 2.
Берем за основу текущий прайс в вашей системе учета и к каждой работе проставляем норматив (нормочас). - Вариант 3.
Подключаем готовый справочник нормочасов типа TecRMI, Autodata, WorkShopData и работаем по нему (нормы в справочниках чаще всего "кривые"). - 2-3 месяца ведем "двойной" учет - анализируем по каждому механику выработку по нормочасам и по прайсу.
- На основе полученных данных из п. 3 считаем заработную плату механиков и сравниваем с оплатой на процентах.
- Считаем внутренние ставки нормочаса, по которым будем платить механикам зарплату.
При необходимости вводим разряды и разные ставки для каждого разряда.
При переходе на оплату по нормочасам сотрудники не должны потерять в оплате, иначе вы лишитесь персонала.
Ориентируемся на "сильных" механиков, тех кто приносит вам основную выручку. - Рассчитываем внешнюю ставку нормочаса для Клиента, при необходимости поднимаем ее, оставляя внутреннюю ставку для механиков неизменной.
Соотношение внутренний/внешний нормочас должно быть в пределах 25-35% в зависимости от разряда механика. - Составляем список услуг, цена на которые будет фиксированной и не будет напрямую зависеть от стоимости нормочаса.
- Размещаем вакансии, ищем параллельно персонал - может случиться, что при смене системы оплаты часть сотрудников уволится.
- Каждому сотруднику назначаем базовый доход (аналог оклада) в размере 50-60% от рыночной стоимости сотрудника.
- Определяем месяц перехода на оплату по нормочасам.
Лучшее время - январь, февраль. - Собираем собрание и озвучиваем нововведение.
- Индивидуально проводим беседу с каждым сотрудником, выясняем противоречия и конфликты.
- Начинаем работать по нормочасам.
- Корректируем нормативы.
- Фонд оплаты труда всего персонала не должен превышать 50% от услуг, иначе ваша прибыль приблизится к нулю.
- Говорим спасибо автору статьи.
При копировании любой информации из данного материал - оставляем ссылку
https://teletype.in/@reset2018/u4hFc8Brigi
С уважением к Вам и вашему бизнесу,
Делаю автосервисы прибыльными....
Хотите читать еще больше статей про автосервис?
Закрытый чат для собственников и руководителей автосервисов
Канал в Телеграмме для собственников и руководителей автосервисов
Моя страница в Facebook