Встать, суд идёт..!
Текст и авторство - Константин Смирнов!
Это не просьба о помощи, не покаяние и не желание оправдаться, чтоб пожалели. Рассказ про конфликтную ситуацию с клиентом с обращением в суд со всеми вытекающими.
Про то, как надо было поступить, - «.. да я бы вот так сделал, и это у вас не правильно» писать мне не стоит.
Тут как в пословице. Знал бы, где упасть, - соломки подстелил.
Июль 2023. Начало
10.07.2023 В моё СТО приехал клиент на автомобиле Hyundai Grand Starex 2008 года выпуска с пробегом по одометру 189279 километров.
Который он совсем недавно приобрёл и решил подремонтировать.
Причина обращения «Найти и устранить течь масла ДВС». Для выявления причины и поиска утечки масла пришлось разобрать переднюю часть автомобиля, а именно снять бампер конденсор кондиционера, радиатор охлаждения, интеркулер, ремень приводных агрегатов, в общем всё что мешало осмотру. По согласованию с клиентом всё фотографировалось для уточнения ремонта. Ещё при снятии бампера обратили внимание, а позже и показали клиенту, на то, что скорее всего автомобиль битый, потому что бампер и другие пластиковые детали склеены, а радиаторы вогнуты.
Сняв всё, что мешало обнаружили течь масла из-под передней крышки ГРМ (Модель двигателя D4CB!). Далее снимаем крышку цепи ГРМ на которой характерные следы обрыва цепи ГРМ и восстановление этой крышки сваркой аргон.
Всё это было показано клиенту, так как на момент, когда сняли крышку, он приехал лично. Так же показали место течи масла из-под задней крышки цепи ГРМ между крышкой и блоком (на фото видны именно не масляные отпотевания, а следы подтёков масла) и возможную причину, которая при дальнейшем разборе подтвердилась.
Вероятнее всего был обрыв цепи на что указывают следы на передней крышке, которую восстановили, а заднюю скорее всего пришлось менять. И при установке её на герметик часть его просто сместилась. Да, забегая вперёд оговорюсь по поводу цепи ГРМ!
Когда сняли переднюю крышку первое что осмотрели это «вылет» гидронатяжителя цепи. Так как и клиент попросил заменить всё что найдём неисправным. Но «вылет» штока был минимален!!!В каталогах, которыми мы пользуемся для ремонта и подбора деталей со ссылкой на Tiss, нет не каких указаний по замерам, а по пробегу и срокам не попадает не под какой из них. Да и здравый смысл подсказывал, что после «обрыва цепи» комплект ГРМ был заменён.
Всё показали и согласовали с клиентом. Открутили шестерни распредвалов и через отверстие на стяжку закрепили к цепи «как было», хотя шестерни до нас уже кто-то заботливо подписал).
Сняв заднюю крышку ГРМ (на схеме он под цифрой 9), удалили старый герметик и нанесли новый.
Дальше сборка в обратном порядке.
Всё стандартно без сюрпризов. Установили крышку звёздочки, цепь, гидровлический натяжитель и переднюю крышку ГРМ. После всех манипуляций автомобиль был собран двигатель запущен. Естественно, при первом пуске был небольшой шум пока давлением масла не натяжитель не подтянул цепь. Дальше мотор работал исправно без посторонних шумов. Стоимость данного ремонта по Заказ/Наряду составила 19350 руб.. После этого был согласован новый заказ наряд на замену масла в АКПП, замена топливного фильтра и передних стоек. Потом приехал клиент оплатил все работы по заказ нарядам и забрал автомобиль.
Июль 2023
29.07.2023 Звонит этот клиент и говорит, что мотор забрякал и заглох. На вопрос как это случилось, - дословно «Ехал с Нижнего Новгорода и уже перед самым домом что-то загрохотало в моторе, пропали тормоза и мотор заглох. Меня до дома дотащили и откуда-то сзади мотора течёт масло. Наверно цепь перескочила!!!». Естественно, предложили на эвакуаторе везти машину к нам. «А кто будет оплачивать эвакуатор?». Естественно, если наша вина, то и эвакуатор, и ремонт за наш счёт.
Август 2023
Утром 01.08.2023, придя на работу, указанный автомобиль стоял у ворот. Когда приехал собственник прямо на улице при нем открыли капот, чтоб визуально оценить, что произошло. Все боксы были на тот момент заняты. Тот же механик, который и производил ремонт при клиенте сняли переднюю крышку ГРМ. Провернуть цепь ГРМ не получилось. Сняли натяжитель, цепь и выпускной вал стало возможным провернуть, а впускной был не подвижен! Дальше стали смотреть сзади, откуда со слов клиента текло масло. И как раз на впускном валу сзади находился вакуумный насос (деталь под номером 28810) из-под него текло мало.
Открутили насос и вот что увидели: сломанный механизм насоса, который разрушился и заблокировал вал.
Сняв насос вал можно было провернуть. Клиент при этом стоял рядом и всё видел! У механика, да и у меня отлегло.
Так как понятно, что нашей вины здесь нет.
Дальше уже с небольшим оптимизмом продолжили осмотр. Так как клиент всё видел и был согласен на ремонт! Чтоб оценить масштаб случившегося надо было снять клапанную крышку. Но конструктив мотора таков, что снять крышку, не сняв форсунки невозможно. Три первые достали без проблем, а вот четвёртая ну не в какую не хотела выходить с «насиженного» места. Машина всё так же на улице. Дальше диалог клиента с механиком со слов механика. Я к этому времени уехал по делам, да и какой смысл стоять над душой коль драки не будет и всё решено.
Механик, - «Я не знаю, как ещё её уговаривать, ну не хочет она вылазить. Падла.. Да и крышка пластмассовая боюсь надавить.»
Клиент, - «Сколько она стоит?»
Механик, - «Да х.р знает. Пошли у девочек на приёмке спросим.»
Далее воодушевлённые не такой уж космической ценой и что придёт она завтра, сразу заказали крышку и комплект ГРМ, было принято решение, - «Ломай её нах.. чего теперь». Механик доверил столь варварский поступок собственнику. И.. Одно уверенное движение и больше ничего не мешает осмотру. Сняв крышку и осмотрев что ещё подлежит замене опять же с облегчением обнаружили всего лишь два сломанных рокера на четвёртом цилиндре. Всё сразу было согласовано и заказано. А дальше началось интересное.
- «Вы мне за предыдущий заказ наряд деньги вернёте?»
- «Нет! Тут нашей вины нет. Сами же видите развалился вакуумный насос?»
- «Это потому, что вы цепь не заменили, она перескочила и вот..»
Тушите свет кина не будет… Зака/Наряд осмотра и деффектовки подписывать и оплачивать отказался. Предвосхищая комментарии знатоков, что могли не отдавать пока не оплатит и что всё неправильно сделали, а надо ват так. Но как поступили так уже поступили. На следующий день приехал на эвакуаторе за автомобилем. Сложил снятые при осмотре детали. Забирать заказанные детали отказался, стал скандалить, чтоб вернули предоплату. Но в этот раз приехал уже с явно заметно подготовлен. Пока грузили машину куда-то всё звонил консультировался. Говорил заученный текст со своими правами и что будет доказывать, что это всё изломали мы. Предоплату вернули, детали частично вернули поставщикам. Уходя, сказал, - «Ждите повестки в суд.»
Сентябрь 2023
В сентябре пришла досудебная претензия.
Оказывается, не извещая и не приглашая нас клиент вызвал некоего эксперта, который за два часа в огороде заказчика произвёл осмотр автомобиля и пришёл к нужным заключениям. Получив и ознакомившись с заключением, я естественно был не согласен не с заключением и выводами «эксперта» ни с самой претензией. Опустим эмоции и мои умозаключения о гениальности экспертного заключения.
Ответ на претензию
Дальше составление ответа на претензию. Параллельно читал в интернете статьи как так могло произойти. Ещё раз повторюсь, что не пытаюсь себя оправдать не считаю себя прирождённым гением механики, но простого понимания достаточно, чтоб оценить степень абсурдности заключение эксперта и досудебной претензии.
Ноябрь 2023
В ноябре узнаю, что назначено предварительное заседание суда на 16.11.2023. Обратился к эксперту за рецензией на заключение от «эксперта» заказчика. Предоставил все документы претензию, Заказ/Наряды и прочее что было нужно. Сам стал искать все возможные способы защиты. Адвокатов, и какие-нибудь доказательства нашей невиновности. Проверил машину по автотеке. Из данных автотеки видно, что как минимум раз был смотан пробег. Это в купе со здравым смыслом, статьёй из интернета и обоснованными выводами из рецензии только лишь укрепило веру в нашей невиновности. И за день до заседания 15.11.2023 СДЕКом пришло письмо с рецензией со всеми цветными картинками.
Готовясь к ознакомительному заседанию, накидал вопросов.
Но судья торопилась сказала, что это всего лишь ознакомление и все вопросы потом.
Да немало важным считаю отметить, что на заседание истец приехал на отремонтированном автомобиле. И на заседании озвучил, что сделал всё сам и ремонт ему обошёлся в районе 70,000!!!
Суд. Первое заседание.
Истец приехал с представителем (про представителя и его связь с экспертной организацией истца — это отдельная история, и доказать аффилированность сложно, оставлю это на потом) с кучей бумаг, с каким-то пакетом. Как позже оказалось в пакете он привёз топливный фильтр, который мы ему установили, а он производство Китай. Судья не приняла это во внимание как не относящееся к делу обстоятельство. Да и что хотел он этим доказать для меня так и осталось загадкой.
К заседанию после ознакомления я так же подготовил вопросы, но поскольку я был без адвоката, грамотно выступить в суде не получилось, и большинство вопросов небыли заданы.
В суд я пришел с ходатайством о назначении повторной экспертизы с предложенными мной экспертными организациями.
Естественно, представитель истца их отклонил и был против повторной экспертизы, ссылаясь, что у них на руках уже есть заключение эксперта.
Но, как я и предполагал суд ушёл в повторную экспертизу.
Судом было предложено три экспертные организации, две из которых отклонил представитель истца (как я позже выяснил и здесь есть косвенная связь выбранной экспертной организации и представителем истца).
Поскольку я настоял на экспертизе, то и оплата за мой счёт. Счёт оплачен. Жду назначения и приглашения на экспертизу.
На эту думаю пригласят).
Февраль 2024
Проведение экспертизы назначили на 26.02.2024.
Я, предполагая, что будет снова «человек от представителя истца», дабы не дать повторно написать полный бред в судебной экспертизе на проведение экспертизы нашёл и оплатил стороннего эксперта с дипломами и печатями.
В Назначенный день и время я с нанятым мной дополнительным экспертом прибыли на место проведения экспертизы. Истец на проведение экспертизы не явился и естественно автомобиль согласно требованию суда, не предоставил. Эксперт дела исследования опираясь на материалы дела и заключение, сделанное истцом досудебной экспертизы.
Апрель 2024
18.04. 2024 (15.04.2024 дата составления заключения судебной экспертизы) мне позвонили из суда пригласили для ознакомления с результатами экспертизы.
Ознакомившись с выводами, я выдохнул, но всё же. Да, в заключении указано, что взаимосвязи между работами, проведёнными у нас и случившейся поломкой НЕТ, но каким-то образом усматривает возможность, что клапанную крышку сломали мы! (Клапанная крышка как написал ранее была сломана ИСТЦОМ ПОСЛЕ ТОГО, КАК МОТОР СЛОМАЛСЯ).
Май 2024
Суд был назначен на 23.05.2024.
В день проведения заседания истец явился и заявил, что не успел ознакомиться с результатами экспертизы. Заседание было перенесено на 10.06.2024.
Июнь 2024
В июне в назначенное время за 25 минут до начала заседания позвонили из суда и сообщили, что истец заболел и заседание переносится на 24.06.2024.
Жду.
24.06.2024. Началось заседание.
В суд явились истец с представителем и сразу после начала заседания ходатайством о переносе заседания в связи с изменившимися требованиями и о назначении повторной экспертизы (так как эта их не устроила и представитель истца заявил, что будет её оспаривать), так же вызвать в суд эксперта проводившего экспертизу по видеосвязи пригласив его в суд по месту проживания.
Суд снова перенесли уже на 07.08.2024.
Я позвонил и договорился с адвокатом, который помогал мне в составлении ответов и ходатайств, снова договорился со сторонним экспертом и оплатил его приезд в суд для дачи пояснений, чтоб у суда не осталось сомнений не в правильности заключения эксперта, не в нашей компетенции. Самое главное у него есть диплом с печатями и теперь представитель истца не сможет ссылаться на то, что я не являюсь экспертом и мои доводы не могут быть приняты во внимание. Специалист, который будет присутствовать в суде ознакомился с материалами дела фотографиями, экспертизами, рецензиями и заключениями и так же подтвердил, что даже вытянутая цепь не может послужить причиной разрушения вакуумного насоса.
Август 2024
Суд назначен 07.08.2024 на 15.30.
В 14.30 прибыли адвокат и эксперт.
У нас был час для уточнения деталей и правильной постановки вопросов. Составили доверенности на адвоката, а эксперта заявим в суде как специалиста для пояснений.
До этого заседания я приходил один и не оперировал юридическими терминами, не знал, что могу, а что нет. Потому истец с представителем чувствовали себя, довольно-таки комфортно не давая возможности выступить. На этот раз я был не один и единственное за что переживал, так только за то, чтоб суд всё-таки состоялся.
В назначенное время мы были в суде и нас пригласили в зал заседания. Истец был один и в свойственной манере попросил судью «подождать» опаздывающего представителя.
Спустя 10 минут явился представитель и началось заседание. Увидев, что на заседание в этот раз я не один и манипулировать не удастся представитель занервничал.
Судье передали доверенность на моего адвоката и заявили специалиста. Представитель истца тут же заявил протест, так как счёл не нужным его присутствие и что он, специалист, в ходе допроса эксперта может узнать, что-то, что ему знать не положено.
Вот диалог дословно из аудио записи заседания:
- У нас есть эксперт в рамках действия законодательства, мы сегодня и будем ему задавать вопросы, соответственно, я вообще не вижу необходимости допросить какого-то дополнительного эксперта, так как у нас есть уже судебный эксперт, который проводил, знакомый с делом с материалами гражданскими дела. У него достаточно информации, соответственно он предоставил свои полномочия и компетенции относительно этого. Что касается данных специалистов, давайте определимся как в порядке. Сначала мы допросим эксперта, а потом будем уже решать вопрос, нужен ли нам специалист или не нужен. Потому что вполне возможно судебный эксперт удовлетворит предоставить всю ту информацию, которая нас интересует.
- Присаживайтесь пожалуйста. Понятна позиция. Позиция судебного эксперта ХХХ об участии в допросе, в вашем опросе, специалиста ХХХ?
- На усмотрение суда.
— Вот опять же, уважаемый суда, здесь как бы процессуальные моменты, вроде, ну как бы данный специалист, да, то есть мы его должны допрашивать, то есть он нам должен сообщить насколько корректно, если он был бы представителем со стороны, это дело другое, то есть да, ему был предоставлен право для, как бы, опробоваться кого-либо, да. В данном случае он должен будет отвечать, вот, то есть, соответственно...
- Ваше мнение, да? Вы поддерживаете?
- У меня вопрос к представителю ответчика. В случае отказа в удовлетворении ходатайства в участии специалиста в допросе эксперта есть необходимость с учетом ваших доводов в вопросе этого специалиста в судебном заседании в соответствии с статьей 188 ГПК РФ.
- Поясню свою позицию. Дело в том, что, как я уже обозначила, эксперт будет отвечать на вопросы касаемые технического устройства автомобиля, будет оперировать техническими понятиями, которыми не обладаем, я как юрист не обладаю данными познаниями. И если у нас ограничивают право участника привлекать для оказания юридической помощи в процессе специалистов, тогда будем рассматривать.
Возражает представитель истца:
- Он, во-первых, привлечен, а здесь такой вопрос...
- Позвольте я...
- Нет, я вам задала вопрос, вы не ответили. Есть ли необходимость опросить этот специалист?
- Я отвечаю. Есть необходимость опрашивать, но опрашивать его имеет только в том случае смысл, когда этот специалист слышит те ответы, на которые будет давать эксперт. Не слыша, что отвечает эксперт, мы будем вынуждены просить отложить судебное заседание для ознакомления, для предоставления материалов, аудиопротоколов и так далее. То есть это лишнее время, затягиваемый процесс. И специалист, который будет слышать ответы эксперта, сможет составить свое мнение и ответить в том числе и на наши вопросы. Если у тобой возникнут, в случае сомнений.
- Уважаемый суд, я бы чуть не согласен с вами относительно.
Прошло 20 минут с начала суда.
- У нас уже есть эксперт. Это аналогично той же ситуации, что вот нам тоже, мне как представителю непонятно, что будет говорить этот судебный эксперт, и мне нужен такой же переводчик, чтобы он для меня донес, что сказал данный эксперт.
— Это ваше право.
- Я не спорю.
-Вы не воспользуетесь, а я воспользуюсь.
- Я думаю, что речь идёт о заинтересованности, т.е. как данного специалиста заявляет сторона ответчика, у них есть заинтересованность в том, чтоб он отвечал на то, что скажет эксперт, соответственно, и вопрос о прозрачности самого судебного процесса, да, и справедливости, о том, что вне зависимости, что данный специалист должен быть независимо отвечать на какие-то вопросы, которые до сих пор неизвестны. Соответственно, обладая данным знанием, он, конечно, будет говорить про что угодно стороне ответчика.
- Я возражаю. Если следовать логике представителей истца, то и данный судебный эксперт был привлечен и озвучен, эта организация была озвучена именно судом. Позвольте. Данный эксперт был привлечен к участию в судебном процессе и проводил судебную экспертизу на основании ходатайства, заявленного истцом. Более того, именно данное экспертное учреждение было заявлено в ходатайство стороны истца. Давайте рассуждать о независимости тогда с этой точки зрения.
Уважаемый суд, каждый из сторон имеет право воспользоваться помощью технических специалистов иных специалистов, которые помогут ему выстраивать свои... Тогда мы еще раз повторяем, мы будем вынуждены отложить судебное заседание для ознакомления и получения информации. Непосредственное участие в присутствии даже позволит специалистам услышать из первых код все ответы, которые дает эксперт.
- С учётом суд на месте, разрешая ходатайство представителя ответчика ХХХ, выслушав мнения участников процесса, с учётом положения статей 188 ГПК РФ, суд на месте определил удовлетворение ходатайства в удовлетворении частично, участие специалиста ХХХ в допросе эксперта ХХХ отказать, опросить специалиста ХХХ в судебном заседании после опроса эксперта ХХХ. Ещё какие-либо ходатайства имеются у участников процесса?
Судья частично удовлетворила ходатайство и попросила удалиться приглашённого специалиста на время допроса эксперта. Поскольку на присутствии в разбирательстве и допросе эксперта ходатайствовал истец, право первым задавать вопросы было у него.
В ходе допроса представитель истца пытался снова свести всё к гипотезе, «а что, если представить, что цепь была растянута» и то, что он, эксперт саму эту цепь не изучал.
Вот часть диалога из аудио записи заседания:
- Позволяет. Здравствуй. Вот... Знаете, вопросы, смотрите. Когда я обратился к ИП Смирновой, по поводу переуплотнения клапанной крышки, объяснил суть момента. Они мне сказали, это будет по стоимости, как замена ГРМ.
- Вот. Я им сказал, если дефектуйте цепи при переуплотнении и соберите нормально. При установке они мне сказали, что цепи хорошие. Да, конечно, как вы утверждаете, в случае заклинивания вакуумного насоса, цепи стоят вытянуты на автомобиле, только из этого можно произойти перескок. Если бы цепи стояли нормально на автомобиле, как мне подтвердил у ИП Смирнова, что у тебя цепи хорошие стоят, то в первую очередь, когда распределительный вал автомобиля, а его бьет.
- Вы задаете вопрос или утверждаете? Вопрос задайте.
- Вопрос. Вот если бы стояли исправные цепи, которые должны стоять по допуску на автомобилях. Заклинивание вакуумного насоса мог бы произойти перескок цепи или б скорее всего повреждение получил распредвал?
- Я на этот вопрос ответить не могу по простой причине, что я исследовал тот материал, который мне предоставили. А сейчас мы с вами фантазируем ту историю, которой не было на самом деле.
- Мы не фантазируем историю, а вот если, смотреть материал, который вам предоставлен, вылет натяжителя данного автомобиля, по цепям уже не в допуске. На этом автомобиле требовалось бы замена цепей. В первую очередь, при снятии крышек, переуплотнение ГРМ, мастер должен был проверить допуск цепей, они в нормальной состоянии или нет.
- Понимаете, опять же, я изучил все материалы дела. Говорю вам о том, сообщаю, что... не существуют для данного автомобиля методов замера растяжения цепей, существует регламентная замена цепей ГРМ, и эта замена должна быть соответствующей регламенту, с каждыми условно 100-150.000 километров.
- Стоп, подождите, я вас перебью. 100-150 тысяч, вы сказали, на данный момент цепь должна пройти по регламенту. Константин, напомните, какой пробег был автомобиля при обращении к вам в сервис?
- Так, мы сейчас не представителя ответчика опрашиваем.
- На данный момент обращения пробег данного автомобиля… составлял…
- (Эксперт) Ещё раз повторяю то, что …
-Вы вы сейчас сказали 100-150 тысяч..
- Вы давите на эксперта. Давайте послушаем эксперта.
- Я вам сказал, что есть регламент по замене цепей и нет никаких указаний по измерениям и нет никакого допуска. Какой регламент у данного автомобиля мне нет задачи это уточнять. Я вам сказал как пример 100 – 150 тысяч. То есть нет никаких измерений, есть регламент через каждое энное количество километров менять цепь. Вот и всё.
- А второй вопрос тогда? На данном автомобиле в момент предоставления было 189 тысяч. Почему они не предложили мне заменить цепь ГРМ тогда?
- Так это вы эксперту задаёте вопрос?
- Да! 189 тысяч! 189 тысяч пробег данного автомобиля. Вы как считаете там цепь нужно менять?
- Уважаемый суд?
- Вопрос задан, послушаем.
- Я не знаю, историю использования вашего автомобиля, не знаю историю его обслуживания ранее...
- У меня всё
- Правильно я поняла ваш ответ, что растяжение цепи не является, то есть нет такого допуска как растяжение, для ее ремонта как растяжение, то есть есть только установленный регламент завода изготовителя?
-Да. Только регламент по замене.
- Скажите, пожалуйста, у меня следующий вопрос. В том случае мы как бы выяснили о том, что все-таки вы на глаз определили, что данный вакуум был заклинил. В том случае, если бы данный вакуум был бы работоспособным, то есть произошел такой недостаток, но вакуумный насос, вакуум, да, он как бы в исправном состоянии прокручивается, то что могло бы служить причиной, когда он после вакуума выйдет из строя?
- Ну мы сейчас рассматриваем те повреждения, которые изначально были зафиксированы независимым экспертом.
- Я сейчас скорректирую вопрос. То есть, у нас сейчас есть, по сути, два заключения. Досудебное заключение говорит о том, что причина всё-таки выхода из строя это растянувшаяся цепь, да, и перескок её. А вы говорите, то есть после того, как она, ну, начали говорить о том, что когда она перескочила, да, уже это было следствием того, что и насос повредился, и соответственно остальные элементы. Вы же в своей судебной экспертизе, собственно, опровергнули и говорите о том, что в обратном порядке произошло выявление недостатка. То есть причина всё-таки сначала заклинило вакуум, после чего это не позволило дальше крутить цепи, и цепь уже перестакнула. Но разница в том, что наш эксперт как бы видел автомобиль, осматривал, а вы фактически, ну, как бы сделали вывод о том, что вакуумный насос заклинил на основании фотографии. Поэтому я и говорю, в том случае, если бы вакуумный насос был бы в исправном состоянии после данного события, что могло бы послужить второй причиной?
- Я начну издалека, но хочу ответить на все вопросы. Насколько я помню в экспертизе досудебной, а был зафиксирован факт разрушения вакуумного насоса. (далее не разборчиво) …. Хочу объяснить простую вещь. В случае исправного вакуумного насоса вал продолжал бы вращаться и не было б остановки газораспределительного механизма, то то вакуумный насос продолжает вращаться. Так как его вращению не мешает ни чего. И если б он не разрушился не возникло бы тех разрушений, последствий, которые зафиксировал независимый эксперт. Я не вижу другой причины возникновения данных недостатков кроме как разрушение вакуумного насоса.
- Ну, уважаемый суд, у нас нет больше вопросов.
- Уважаемый представитель истца у вас будут ещё вопросы к эксперту, что нам не пришлось его ещё раз вызывать.
Эксперт достаточно грамотно дал пояснения на все доводы.
Мы со своей стороны так же задали вопросы подчеркнув тем самым под протокол, что явилось следствием, а что причиной.
В конце истец сам задал вопрос как, по его мнению, надо поступить при ремонте и оправдана ли стоимость ремонта. Эксперт парировал, что он этот вопрос не рассматривал.
Далее суд перешел к объяснениям. Право первым выступить предоставили истцу.
- Уважаемый суд давайте я всё-таки поясню. Мы свои исковые заявления поддерживаем в полном объёме. Считаем, что проведённая судебная экспертиза в полном объёме не объективна. Хочу обратить внимание суда о том, что выводы, сделанные экспертом, они основаны на исследовании только фотоматериала, а не объекта.
Также необходимо отметить, что в проведении экспертизы и досудебной проведенной в «Стандарт оценка» она же проводилась по месту нахождения и ремонта, да, то есть осмотр проводился. в присутствие этой страны.
- Нет! В огороде истца! Без нашего участия.
Представитель истца не смутившись продолжил:
- То есть, после всего происшествия, насколько мне известно, капот был опломбирован? Да, машина была опломбирована. И истец, он говорил, что автомобиль отправится на независимую экспертизу на эвакуаторе. Мы сказали, что машину мы разберём вместе с ним. Соответственно, те выводы о том, что насос вышел в строя, как бы он заклинил да, находился в нерабочем состоянии, это и все-таки надуманные выводы, и мы, соответственно, проведенная судебная экспертиза не является для суда основополагающей, не обязательно может войти в основное решение, мы полагаем, что за доказательства должно либо проводить изучение проведенные «Стандарт оценкой», либо также ходатайствовать о проведение повторной экспертизы. Основываясь на статье, я думаю, что все-таки проведенные все судебные экспертизы, есть сомнения ввиду того, что экспертам транспортное средство не осматривалось.
- У меня вопрос к вам. Автомобиль находится в отремонтированном состоянии? Возможность предоставить эксперту автомобиль в прежнем состоянии имеется?
- Нет не имеется. Отремонтирован автомобиль?
- Да.
Далее нам позволили задать вопросы. Вот тут началось самое интересное. Истец всячески старался переиначить причину обращения, перебивал, и сам себя своими выкриками и утверждениями только более того ставил в неудобное положение. Мой адвокат методично разложила всё по полочкам подкрепляя всё фактами из сделанной ими же экспертизы.
- Есть вопросы у представителя ответчика?
- Да, конечно. Да, у меня есть вопросы. Уважаемый суд, можно я начну с вопросов к истцу? Скажите, пожалуйста, вы являетесь первым владельцем автомобиля?
- Нет.
- Перед приобретением автомобиля вы использовали для ознакомления с информацией о его техническом состоянии общедоступные средства массовой информации, в том числе интернет. Вы проверяли автомобиль на его чистоту с юридической точки зрения и с технической точки зрения? Позвольте, я закончу. Я еще не закончила. Я задаю вопрос. Дело в том, что у нас уже несколько было вопросов. Нет, я задаю вопрос, он ответил, что «я не первый», я задаю вопрос, была ли проверка. Поясняю, почему этот вопрос меня интересует. Меня интересует, потому что добросовестность приобретателя предполагается законом. Вы проверяли?
- Автомобиль? Дело в том, когда я покупал автомобиль в Екатеринбурге я нанимал эксперта и он у меня проверял данный автомобиль.
- Уважаемый суд, хотел бы обратить внимание, что в сети интернет есть ресурс, который называется автотека.ру, который является ресурсом, синтезирующим информацию от станций технического обслуживания, от дилерских центров, автосалонов.
- Сейчас будем вопросы задавать, а вам слово для объяснений.
- Нет, я вам поясню, а потом дальше вопрос задам. Позвольте, я буду действовать так, чтобы было понятно, почему этот вопрос.
Так вот, автотека.ру собирает информацию со страховых компаний о ДТП, о проведенных расчетах стоимости и так далее. Это очень информационный ресурс. И вся информация наиболее объективно начинает коммуницироваться там с 2014 года. Если я правильно понимаю, то вы приобрели автомобиль в 2019 году. Правильно я понимаю?
- Нет.
- В каком году?
- В 2022 году.
- Я поняла. В 2022...
- Вы мне объясните, какое отношение к участию в ДТП автомобиль...
- Я не про участие в ДТП. Я поясню сейчас. Вот, согласно автотеке, значит, 10 июня 23-го года, по настоящее время, данный автомобиль находится во владении последнего собственника. То есть, с 10 июня 23-го года вы являетесь владельцем?
- Да.
- С 10 июня 23-го года.
А вы не обратили внимания на тот факт, что техническое состояние автомобиля не соответствует показаниям одометра, которые на нём зафиксированы?
- Я это всё знал!
- То есть вы знали, что состояние одометра не соответствует его фактическому состоянию.
-Да! Я знал и что?
- Уважаемый суд, обращаю внимание, что согласно отчёту и под протокол, это озвучено истцом, что состояние одометра не соответствует техническому состоянию автомобиле то, что пробег был скручен на 63 тысячи километров.
- Один момент, когда я обратился в данный сервис по устранению течи масла, они мне сказали, там женщина была, не помню как ее зовут, она говорит, это у тебя вот по цене, ну этот ремонт по цене ГРМ, я говорю, вы мне произведите дефектовку, так как если у них цепи не в хорошем состоянии, вы мне установите новую. Был такой разговор?
- Я задала вопрос, на который хотела бы получить ответь. Вы знали, что автомобиль имеет скрученный пробег?
- Да да. Я знал.
- Не с этой целью вы обратились. Не было вопроса не стоял вопрос об установлении точности пробега автомобиля, уважаемый суд пробег был скручен в период 15 февраля 2018 года по 3 октября 2018 года на в минус, то есть уменьшен, на 63 тысячи километров. Прошу на это обратить внимание, и истец нам говорит, что он об этом знал. Более того, скажите, пожалуйста, следующий к вам вопрос, вы каким образом уведомили ответчика о том, что вы будете проводить независимую экспертизу?
- Глаза в глаза это сказал.
- Вопрос был задан.
- Документы, подтверждающие приглашение на независимую экспертизу, письменное заявление, телеграмма, заказное письмо, какое-либо?
- Нет.
- То есть документов, подтверждающих о том, что вы пригласили ответчик на проведение независимой экспертизы нет. Вы утверждали сейчас в судебном заседании, что опломбирование автомобиля осуществлялось в присутствии ответчика. Скажите, пожалуйста, чем это вы можете подтвердить?
- Фотографиями.
- Какими?
- На флэшке с геолокацией. На каждой фотографии есть геолокация.
- Геолокация чего?
- Геолокация места, произведенной в фотографии.
- Так приезжайте, фотографируйте.
- Подождите. Нет. Вы именно момент, когда забирал автомобиль, я фотографировал. На каждом фото есть гео... Если войти в информацию, есть геолокация, где произведена фотография и с какой времени. где произведена фотография и в какое время.
- Скажите, пожалуйста, геолокация позволяет определить местонахождение в каком радиусе?
- В радиусе метра.
- Метра?
- Да.
- Уважаемый суд, данное утверждение является голословным, к сожалению, технические средства не позволяют до сих пор у нас определить... Чем вы можете это подтвердить?
- Оператором сотовой связи.
- Я не буду с вами спорить для этого у нас есть технические средства, которые позволяют нам доказать. Я спросила если доказательства, то есть я так понимаю их нет. Вы представили заключение, в котором утверждаете, что указана причина выходы из строя, неисправности, неправильную выполненную работу. Скажите, пожалуйста, на какой странице это указано? Вот ваше заключение. На какой странице указано, что причиной выхода из строя ДВС является работа, выполненную ИП Смирновой? Я, может быть, что-то в какой-то странице пропустила?
- Наверно 14. Смотрите.
- А что написано на 14-ой странице? А здесь указано, что цепь подлежит замене, но здесь не указано, что причиной выхода из строя ДВС являются работы, выполненные ИП Смирновой. Дословно я этой фразы здесь не вижу. Заказчикам был предоставлен заказ-наряд, работы проводились. Специалист приходит к выводу, что необходима была замена цепи ГРМ. Да, вот, уважаемый суд, обращаем внимание, что в заключении специалиста, как раз, да, на странице 14, спасибо за подсказку, указано, что средний ресурс цепи ГРМ 150 тысяч километров.
- Так вот с учетом показания одометра и фактического технического состояния автомобиля, да и с минусом 63 тысяч километров каким образом…
- Так можно я отвечу на этот вопрос. Пожалуйста не перебивайте меня.
- Вы перебили давайте начнем уважать друг друга.
- Вы задаёте вопрос?
- Я не задаю вопрос. Я не задаю вопрос свою пользу
- Я обратился в данный сервис на комплексно техническое обслуживания. И, соответственно, был разбор ГРМ. Разбор был в связи с дефектовкой цепи ГРМ, так как пробег на машине был около 260 тысяч. Я знал, что цепь может быть подлежать замене, понимаете меня? Но данный автосервис не порекомендовал мне, а он просто собрал мне все мои цепи и детали, взял за ремонт, получается, без замены. Сколько у вас стоит замена комплекта цепи?
- На данный момент это не относится к делу.
- Ответили.
- Будем опрашивать ответчика, да, задайте вопросы. А сейчас вам задаются вопросы.
- Мне?
- Вы утверждаете, что пробег на автомобиле 260 км, а технические специалисты, которые получают автомобиль в ремонт, оперируют теми информационными ресурсами, которые есть в отношении автомобиля. Это либо записи ПТС, это информационная панель на автомобиле, который выдает ошибки работоспособности тех или иных узлов агрегатов, выдает пробег автомобиля, который позволяет своевременно производить те или иные работы по техническому обслуживанию автомобиля. Так вот, даже в вашем экспертном заключении все-таки указано 189 279 километров.
- Какой пробег был автомобиле фактически, когда вы обратились к ИП Смирновой?
Вступается представитель истца:
- А как он может здесь ответить? Вопрос не корректный.
- Я спрашиваю, какой был пробег?
- Тот, который был на одометре.
- Исходить из этого. 150 тысяч километров. Берем регламент. У нас бремя эксплуатации своевременного технического обслуживания автомобиля лежит на собственнике автомобиля. Прекратите перебивать. Лежит на собственнике автомобиля.
- Вы задали вопрос.
- Я еще не задала вопрос.
- Вы задали вопрос относительно...
- Уважаемый суд прошу регламентировать участие в процессе. Я не могу не задать вопрос, не закончить.
- Вы просто пояснение даете.
- Прошу.
- Я задаю вопросы развернутыми, чтобы я получила те ответы, которые мне интересуют, а не стоимость каких-то там работ, которые предполагались. Еще раз задаю вопрос. пробег автомобиля 189 тысяч как вы говорите указано на одометре. 150 тысяч пробег автомобиля должна была быть выполнена замена цепи ГРМ. Согласно тому указанию была она выполнена на 150…?
- Не была.
Далее представитель истца несёт полную ахинею
- По причине того что данный автомобиль ранее был приобретен и в данный сервис истцом был для того чтобы привести автомобиль техническое состояние нормально и данный сервис установил И необходимо ли, так как перечень работы, которая была поставлена, также включалась из-за себя дефектовку цепи ГРМ, то есть он ожидал от стороны ответчика компетенции, так как он не является автослесарем, а только водителем любителем.
- Соответственно, он ожидал, что будет произведена дефектовка качественная, соответственно, когда была предоставлена информация о том, что т.е. цепи в работоспособном состоянии, соответственно, зависимость о замене данной цепи, либо о её смены, соответственно, зависела от дефектовки непосредственно ответчика. Поэтому это и его задача была основной. Была ли необходимость менять комплект цепи или нет? Ранее истцом цепь не менялась так как не задумывался. Сколько времени прошло? Я практически сразу купил, когда я в город заехал. Но в течение недели?
- Уважаемый суд, у меня вопрос опять же к истцу. В заявке, на которую вы ссылаетесь, указано выявить течь масла и отправить фото для согласования дальнейших работ. Выявить течь масла, для согласования дальнейших работ позвонить. Течь масла! Здесь не указано, что выполнить проверку, дефектовку цепи. Заказ наряд, на который вы ссылаетесь во всех экспертных заключениях, причина обращения «Выявить течь масла и отправить фото клиенту для согласования дальнейших работ».
- Можно я отвечу на ваш вопрос? На дальнейших действиях, кстати, это был разговор о дефектовке, я хочу... Можно потребовать в суд ту женщину, которая принимала автомобиль на ремонт?
Представитель истца снова перебивает
- Уважаемые суд, здесь речь не об этом, мы здесь опять же говорим, понимаете, там мы сказали, что регламента нет, но если она растянута, то, соответственно, установить ее в такое же положение будет проблематично. То есть же здесь выполненная работа снятия и установки комплектации ГРМ. То есть при взаимодействии с данными с их частями, соответственно, сервис должен был определить пригодные данная цепь и сообщать, подлежит ли использованию или нет.
- Уважаемый суд, хотела бы обратить внимание на...
- Ещё вопрос есть к стороне... Да, давайте перейдём к стране ответчиков.
- У меня есть вопрос. Скажите, пожалуйста, где, в каком заказ-наряде, при каком обращении вы просили провести дефектовку, замер или замену цепи ГРМ?
- Такого заказа наряда нет. Данная работа предполагается при выполнении смежных работ.
- Кем предполагается?
- Специалистами сервиса.
- Где это регламентировано?
- В частности…
- Где это есть указание завода-изготовители, это есть регламент, утвержденный каким-то государственным органом, где эта обязанность указана? Где этот регламент, что обязан произвести замер, вытяжку, не вытяжку?
— Это был устный разговор.
- Где документы?
- Давайте суд попросим пригласить ту женщину, которая в данный момент принимала автомобиль и автослесаря, который занимался.
- Работы по заказ-наряду. Разговоры у нас не являются предметами исследований сейчас.
- У меня вопрос, каким регламентом установлена обязательная проверка растяжения цепи.
Истец тыкает пальцем в экран телефона:
- Вот вам регламент…
- Регламент, нормативный документ, локальный акт, что угодно, который подтверждает.
- В данный момент мы пояснить не можем, но полагаю, что в правилах оказания услуг по ремонту транспортных средств и дефектовки выполнения работ, такие требования есть.
- Дефектовки чего? Автомобиля?
- При выполнении работ. Окей. Правила показания ремонта, по ремонту автомобиля.
- Постановление какое вы хотите цитировать?
- Я не цитирую, я сейчас ничего не утверждаю. Вот. Сейчас я вам, я вам сказал изначально, что его, я вам пояснить не могу, но полагаю, что он есть...
- То есть вы не обладаете этим правилом?
- На данный момент нет, но полагаю, при проведении работ, в том случае, если запчасти, они вышедшие из строя, то слесарь не должен их устанавливать. Это аналогично тому, что ему поставят задачу выполнения, я не знаю, замены колеса, да, но это колесо будет смятым изъезженным, и он все равно его поставит. Правильно? Он не сообщит о том, что необходимо произвести такие работы, данную запчасть устанавливать на транспортное средство невозможно, нельзя.
- То есть, с вашей точки зрения, когда обращается по техническому обслуживанию автомобиля, например, замена масла или шиномонтаж, сервис обязан произвести работы по работоспособности, выбору неисправностей всех узлов и агрегатов автомобиля, технически сложного устройства.
- В данном случае здесь речь идет о снятии и установке комплекта цепей ГРМ. И эксперт же указывает, что, когда проводились работы, цепь была растянута.
- Как он определил эксперт?
- Эксперт не мог определить, но он ответил.
- Ему не были предоставлены ответы.
- Хорошо. У меня единственная просьба опросить специалиста, потому что мы уходим в технические полемики.
- Да, по техническим вопросам, я думаю, нам как раз нужно …
- Уважаемый суд мы не видим в этом смысла…
- Вы не видите, а я вижу смысл, потому что технические вопросы, которые требуют технического разъяснения.
- В части ходатайства о присутствии специалиста удовлетворено… Суд согласно установленного порядка слово для объяснения предоставляется представителю ответчика ИП Смирновой, - Смирнову.
- Константин Павлович ранее вы давали свои объяснения суду? Все свои доводы поддерживаете?
- Да поддерживаю в полном объёме.
- Есть что дополнить?
- Только то, что следствие пытаются выдать за причину вот только это.
Представитель истца попросил меня рассказать, что входит в сумму работ на 14 тысяч и какие манипуляции с цепью выполнялись.
Всю последовательность действий, что и как снималось, при этом цепляясь к словам как например «А что такое «Слесарные работы» всячески пытаясь уличить в неправильности действий.
Мой адвокат так же задала мне вопрос входит ли дефектовка двигателя в данный вид работ.
Ответил, что нет, это отдельный вид работ.
Далее в зал после того, как опросили и отпустили эксперта пригласили специалиста, который предоставил все необходимые документы и дипломы в подтверждение своей (и моей) компетенции.
Мы задавали те вопросы, на которые не может быть неоднозначного ответа.
Для того, чтоб у судьи не осталось и тени сомнения в правильности заключения и правильности выполненных нами работ.
Но и тут истец не удержался от комментариев и цеплялся к каждому слову. Убеждая, что причиной всех бед явилась вытянутая цепь, которую мы не доглядели и насос сломался только поэтому.
Тряс фотографией на телефоне с изображением задиров на крышке оставленных цепью.
Снова пытаются всячески подвести к тому, что МЫ ОБЯЗАНЫ были произвести дефектовку, замеры цепи. И что, если б мы всё это сделали ничего бы не произошло.
А под конец истец задал вопрос с формулировкой, которой противоречит сам себе:
- По данному регламенту 180 тысяч. И вот вы бы своему своему клиенту порекомендовали бы заменить цепь ГРМ? При разборе данного узла?
- Я считаю, что, во-первых, у вас крышка там лопнутая и она лопнутая, наверное, и не с просто заваренная.
- Ну, если бы вы не знали, была бы эта потёртость, заваренная или незаверенная. Вы бы на таком пробеге порекомендовали бы? Здесь у нас получается...
- Вопрос абстрактный.
- Если бы вы своему клиенту …
- У нас здесь технический специалист и не оказывает услуги по ремонту и так далее.
То есть он фактически признаёт, как я ранее и говорил, что следы на крышке ГРМ уже были на момент обращения к нам! И даже если развить эту теорию, что цепь и до момента обращения к нам скакала с такой бешеной амплитудой, почему она тогда не перескакивала? Я не стал акцентировать на этом внимание суда, так-как была куча других нестыковок с их стороны.
Суд отклонил ходатайство в назначении повторной экспертизы!
Далее привожу дословную транскрибацию аудиозаписи из зала суда:
- Рассмотрение дела по существу объявляется заключено и суд переходит к судебным прениям. Слово судебных прений представляется истцу ХХХ.
- Да, исковые требования мы поддерживаем. Как я и указывал, то, что полагают на то, что для экспертизы Эксперт сам объект повреждённый не исследовал, поэтому его выводы не объективны.
- В связи с чем, в основу решение суда необходимо дать оценку доказательствами, и, соответственно, в основном решение суда необходимо заложить представленное истцом заключение в «Стандарт оценка». Прошу исковые требования удовлетворить.
- Слово в судебном прении предоставляется стороне ответчика.
- Уважаемый суд, хотели бы обратить внимание, что мы возражаем против удовлетворения требований, взаимных в полном объеме и просим обратить внимание сюда о том, что как было установлено в ходе судебного заседания, озвучено истцом под протокол при приобретение транспортного средства. Он знал о том, что пробег фактически автомобиля не соответствует данным показаниям на одометре. При передаче автомобиля на станцию технического обсуждения ИП Смирновой данной информации о том, что автомобиль возможно имеет скрученный пробег, а скрученный пробег достаточно существенным, отличается в меньшую сторону. Нет, этой информации не было предоставлено. И СТО обязано следовать регламенту, который устанавливает завод-изготовитель по обслуживанию тех или иных транспортных средств. При этом следует обратить внимание, что именно собственник транспортного средства несет бремя и ответственность за техническое обслуживание, своевременную техническое обслуживание и эксплуатацию автомобилей.
- Согласно регламента завода-изготовителя, как это указано в экспертном заключении, выполненном в порядке досудебного разбирательства, регламент составляет 150 тысяч пробега. Сомневаться в том, что данная операция была выполнена у исполнителя работ, не имелось оснований. Истец не заявлял каких-либо работ по проверке дефектовки работоспособности узлов агрегатов автомобиля, считая в том числе, что автомобиль, имея скрученный пробег, не было заявлено, то есть не была поставлена задача перед исполнителями соотнести техническое состояние узлов агрегатов показаниям одометра, проверить их работоспособность и указать, какие именно узлы и агрегаты подлежат замене, соответственно, регламентам завода-изготовители, исходя из их технического состояния. При приеме работы потребитель, согласно статье 35-го постановления правительства РФ от 11 апреля 2001 года №290, обязан провести проверку оказанных выполненных работ и в случае их несогласия указать на недостатки. В противном случае потребитель лишается права предъявлять какие-либо требования, касаемые качество выполненных работ. Как мы видим из представленных материалов дела, в том числе и заказ наряда, на который у нас опирается истец, работа принята без замечаний и эксплуатировался автомобиль на протяжении 500-700 км.
- В ходе судебного заседания, как материалами досудебной экспертизы, которая была проведена в нарушение пункта 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, которая предусматривает о том, что в случае выявления каких-либо недостатков оказания услуг, потребитель обязан предоставить товар для проверки качества исполнителю и, в случае несогласия, именно исполнитель имеет прерогативное право выполнить независимую экспертизу за свой счет в случае, если экспертиза установит отсутствие вины исполнителей, продавца товара или производителя, потребуется возмещение расходов именно с потребителя. У нас истец в нарушение положения пункта 5 ст. 18 самостоятельно, без участия стороны ответчика, провел независимую экспертизу, которая НЕ установила наличие вины в экспертном заключении отсутствует вывод о том, что причиной выхода из строя является работа, выполненная ИП «Смирновой». Да, там указано, что требуется замена цепи ГРМ. Не более того, но то, что причиной выхода из строя является именно работа, выполненная ИП «Смирновой», данное экспертное заключение не содержит. Далее, в ходе судебной экспертизы экспертом установлено, что причиной выхода из строя является заклинивание вакуумного насоса. И работа, выполненная ИП Смирновой, не соотносится с теми неисправностями, которые возникли на двигателе автомобиля.
- В ходе опроса с технического специалиста также нашли свое подтверждение, как доводы независимого эксперта, проведенного по инициативе истца в досудебном разбирательстве, так и выводы, которые сделаны судебным экспертом, о том что нет причинно-следственной связи, она отсутствует между работами проведенными на СТО ИП Смирновой в июле 2023 года и неисправностью двигателя, которая возникла по истечении 790 километров пробега автомобиля. Еще раз обращаем внимание суда, что выход и строй двигатель ДВС вызван выходом из строя вакуумного насоса. Работы никаким образом не взаимосвязаны. Поэтому считаем, что требования истца не находят своего обоснования, не имеют своей правовой обоснованности и не подлежат удовлетворению.
- Судебные прения объявляться окончены. Суд удаляется в совещательную комнату.
- Оглашается решение. Решение именин Российской Федерации от 7 августа 2024 года Уренский районный суд Нижегородской области, представитель суда Сапожникова, помощник судьи Аксёнова, истца ХХХ, представитель истца ХХХ, по заявлению представителей ответчика к ИП Смирнова, Смирнова, по доверенности рассматриваем в открытым судьям в здании гражданское дело по поиску ХХХ, к индивидуальному предпринимателю Смирновой Татьяне Валерьевне, о взыскание убытка, компенсация морального вреда установил.
Суд решил в удовлетворении ХХХ, к индивидуальному предпринимателю Смирновой Татьяне Валерьевна, о взыскание убытка, компенсация морального вреда, также взыскание судебных расходов, отказать. Взыскать с ХХХ, паспорт ххх в пользу индивидуального предпринимателя Смирнова Татьяна Валерьевна, ИНН ххх-ххх-839-ххх, расходы по оплате судебной экспертизы в размере 65 тысяч рублей. Решение может быть обжалован судебной коллегией по гражданских делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятие в окончательной форме путем подачи административных жалоб чрез Уренский районный суд Нижегородской области. Решение понятно?
- Да.
- Участники процесса в праве ознакомиться с протоколом, обстоятельствами подать на них замечание. Кроме того разъясняю, что решение в окончательной форме будет готово в соответствии с отчетом 119 ГПК, срок, не превышающий 5 рабочих дней. Копия решения будет направлена к всем участникам процесса. И в течение месяца, с той даты, до сегодняшнего дня, с той даты может быть обжалован в Нижегородский областной суд. На этом судебное сочетание объявляется закрытым.
- Спасибо. До свидания.
- До свидания.
При копировании любой информации из данного материал - оставляем ссылку
https://kolmakovsv.ru/sud-idet
С уважением к Вам и вашему бизнесу,
Делаю автосервисы прибыльными....
Хотите читать еще больше статей про автосервис?
Закрытый чат для собственников и руководителей автосервисов
Канал в Телеграмме для собственников и руководителей автосервисов
Моя страница в Facebook